Полное руководство для пользователей и администраторов
Актуальность проверена: 06.10.2025
Время чтения ~10 мин
Как исправить ошибку формата потока в 1С:
06.10.2025
Популярные статьи
Содержание статьи:
Как ускорить работу 1С 8.3:
Тормозит 1С? Эксперты AUXO делятся
опытом как ускорить работу 1С 8.3 и
любых других версий.
Практическое руководство
по повышению производительности
Как ускорить работу 1С 8.3:
Тормозит 1С? Эксперты AUXO делятся
опытом как ускорить работу 1С 8.3 и
любых других версий.
Практическое руководство
по повышению производительности
Ошибка формата потока – одна из самых распространенных и пугающих проблем, с которой сталкиваются пользователи и администраторы 1С:Предприятие. Проявляется она внезапно и часто без видимых причин, выводя из строя всю учетную систему. При возникновении на экране появляется сообщение с крайне скудной информацией, предлагающее только два варианта действий: «Завершить работу» или «Перезапустить» – причем ни один из них обычно не помогает.

В данной статье специалисты AUXO рассказывают, как бороться с этой напастью.

Причины ошибки формата потока

Важное
Основная причина возникновения ошибки связана с повреждением временных файлов (кэша) или самой базы данных 1С. Может происходить в различных ситуациях:
  • Некорректное завершение работы: внезапное отключение электричества, аварийная перезагрузка компьютера, зависание системы
  • Повреждение файла базы данных: сбойные сектора на диске, исчерпание свободного места, сетевые проблемы при работе с файловыми базами
  • Проблемы с конфигурацией: некорректное внесение изменений в типовые конфигурации, установка несовместимых расширений или патчей
  • Использование нелицензионного ПО: применение взломанных версий платформы, эмуляторов лицензий и других нелегальных инструментов
10.12.2025
ВЕБИНАР
Aceribeaque expe sam consequ ostius
andigni mintiatatem faccusam, omnis
prempe dolorumqui
Переход с 1С:УПП на 1С:ERP
Регистрация

Виды ошибки формата потока и их диагностика

Ошибка может возникать при запуске программы, во время работы с определенными документами или отчетами, при открытии справочников или даже при входе в конфигуратор.

Перед тем как приступать к исправлению, важно определить тип ошибки, так как от этого зависит выбор метода решения проблемы:
  1. Ошибка при запуске программы 1С:Предприятие – чаще всего связана с повреждением кэша и решается очисткой временных файлов;
  2. Ошибка во время работы в программе (при открытии документа, формировании отчета) – обычно указывает на повреждение данных в самой информационной базе;
  3. Ошибка при входе в конфигуратор – может быть вызвана повреждением метаданных конфигурации или конфликтом версий.
Таблица: Типы ошибок формата потока

Методы исправления ошибки формата потока

1. Очистка кэша 1С – простое и эффективное решение

Повреждение временных файлов (кэша) 1С – наиболее частая причина возникновения ошибки.
Для очистки кэша:
  1. Закройте все сеансы 1С:Предприятие на компьютере
  2. В проводнике введите «%appdata%» и нажмите Enter
  3. В открывшейся папке перейдите в каталог «1C\1cv8»
  4. Удалите все папки с названиями, состоящими из случайного набора символов (это и есть локальный кэш пользователя ОС, рис.1).

После очистки кэша запускайте 1С:Предприятие, в большинстве случаев это помогает.

Рис.1. Очистка кэша в 1С

2. Удаление и повторное добавление информационной базы

Еще один эффективный способ очистки кэша – удаление базы из списка и ее повторное добавление:
  1. Запустите окно запуска 1С:Предприятия
  2. Выделите проблемную информационную базу
  3. Нажмите кнопку «Удалить»
  4. Подтвердите удаление (сама база данных при этом не удаляется)
  5. Нажмите «Добавить» и заново укажите параметры подключения к базе

Этот метод особенно эффективен, когда ошибка возникает на конкретном рабочем месте, но база нормально запускается на других компьютерах.

Рис.2. Тестирование и исправление информационной базы 1С

Важно! Перед выполнением тестирования и исправления обязательно сделайте резервную копию базы данных!
3. Тестирование и исправление базы данных

Если очистка кэша не помогает, вероятно повреждена сама информационной базы. Тогда необходимо выполнить тестирование и исправление (рис.2):
  1. Запустите 1С:Предприятие в режиме «Конфигуратор»
  2. Перейдите в меню «Администрирование», далее «Тестирование и исправление»
  3. Установите галочки «Реиндексация таблиц информационной базы», «Проверка логической целостности информационной базы» и «Проверка ссылочной целостности информационной базы»
  4. Нажмите «Выполнить» и дождитесь завершения процесса.
4. Использование утилиты chdbfl.exe

Если база не запускается даже в режиме конфигуратора, используйте специализированную утилиту chdbfl.exe:
  1. Найдите утилиту в папке установки 1С (обычно C:\Program Files (x86)\1cv8\8.3.xx.xx\bin)
  2. Запустите chdbfl.exe от имени администратора
  3. Укажите путь к файлу базы данных (1Cv8.1CD)
  4. Отметьте опцию «Исправлять обнаруженные ошибки»
  5. Нажмите «Выполнить» и дождитесь завершения проверки (рис.3)

Рис.3. Проверка физической целостности БД 1С

5. Выгрузка и загрузка базы через файл .dt

Если ничего из вышеперечисленного не помогло, попробуйте выгрузить базу в файл формата .dt и загрузить ее заново:
  1. Запустите конфигуратор (если возможно)
  2. Перейдите в «Администрирование», далее «Выгрузить информационную базу»
  3. Сохраните файл с расширением .dt
  4. Создайте новую пустую информационную базу
  5. В конфигураторе новой базы выберите «Администрирование», далее «Загрузить информационную базу» (рис.4)
  6. Укажите путь к ранее сохраненному файлу .dt

Этот метод часто помогает избавиться от ошибок, связанных с повреждением структуры базы данных.

Рис. 4. Загрузка информационной базы 1С

5. Проверка лицензионной чистоты ПО

В некоторых случаях ошибка формата потока возникает при использовании нелицензионных версий платформы 1С:Предприятие. Если вы применяете взломанную версию, установите легальную платформу с официального сайта 1С или от партнеров компании. После установки проверьте, сохраняется ли ошибка.
7. Работа с СУБД PostgreSQL и другими серверными базами данных

Для клиент-серверных вариантов работы, где используется PostgreSQL или другие СУБД, могут потребоваться специальные методы восстановления:
  1. Для PostgreSQL. Сделайте дамп базы данных командой pg_dump, затем восстановите конфигурацию из исправной базы с помощью копирования таблицы config
  2. Очистка таблицы configsave. Иногда помогает очистка таблицы configsave в базе данных SQL: DELETE FROM configsave
  3. Проверка дискового пространства. Убедитесь, что на сервере достаточно свободного места, особенно в разделе для временных файлов.

Профилактика ошибок формата потока

Лучшее лечение — это профилактика. Чтобы минимизировать риск возникновения ошибки, рекомендуем соблюдать следующее:
  • Регулярное резервное копирование. Настройте ежедневное автоматическое резервное копирование баз данных.
  • Стабильное электропитание. Используйте источники бесперебойного питания (ИБП) для серверов и рабочих мест.
  • Контроль свободного места. Следите за наличием свободного места на дисках, где расположены базы данных и временные файлы.
  • Регулярное обслуживание. Периодически выполняйте тестирование и исправление баз данных, очистку кэша.
  • Лицензионное ПО. Используйте только официальные версии платформы 1С:Предприятие и конфигураций.

Когда стоит обратиться к специалистам

Помните, что попытки самостоятельного исправления без наличия резервных копий могут привести к полной потере данных! Всегда делайте бэкап перед любыми манипуляциями с базой данных.
Если ни один из перечисленных методов не помог решить проблему, возможно, повреждение базы данных носит критический характер. В этом случае рекомендуем:
  1. Восстановить базу из резервной копии – это самый надежный способ вернуть систему в рабочее состояние.
  2. Обратиться к специалистам. Профессиональные администраторы 1С имеют доступ к дополнительным инструментам и методикам восстановления поврежденных баз.

Заключение

Ошибка формата потока в 1С — неприятная, но в большинстве случаев решаемая проблема. Начинайте диагностику с простых методов (очистка кэша, проверка на другом рабочем месте), постепенно переходя к более сложным. Регулярное резервное копирование и соблюдение правил эксплуатации 1С:Предприятие помогут минимизировать риск возникновения подобных ошибок и обеспечат стабильную работу вашей учетной системы.

Если не получится решить проблему самостоятельно – обращайтесь в AUXO,
заполнив форму ниже.